Секреты успеха музыкального коллектива

15 июня 2008

Всякий бизнес диктует собственные законы и правила игры, по которым необходимо действовать, чтобы добиться успеха. Большинство этих законов работали во все времена: например, "спрос рождает предложение" и "клиент всегда прав". Некоторые правила можно назвать условными и подвергать сомнению: присказка "лучше синица в руке, чем журавль в небе" может быть верной, а может и нет – всё зависит от обстоятельств. Порой бывает эффективнее проявить терпение, дождавшись удобного момента, и тогда этот журавль вполне может оказаться у вас в кармане.


К чему это я? Просто немного страдаю словесным поносом – не обращайте внимания. Бизнесмен из меня вышел бы просто отвратительный. Но кое-что в структуре современного шоу-бизнеса я всё же понимаю, или стараюсь понять, по крайней мере. Начнём с того, что само понятие "шоу-бизнес" в России появилось не так давно – лет 15 назад. Первые годы это было всего лишь пустое кидание терминами плюс неумелое подражание западным суперзвёздам. Данная тенденция сохранилась в нашей самой прекрасной стране на карте мира и по сей день. Такого явления как "российский шоу-бизнес" практически не существует. Клонирование поп-звёзд можно назвать скорее корпоративным зарабатыванием денег крупнейшими медиа-магнатами России. Пускай это бизнес, но бизнес картонный. Если взглянуть на альтернативную сцену (под которой я подразумеваю всё, что есть "неформат" для мэйнстрима) – налицо абсурдная ситуация: вместо того, чтобы зарабатывать деньги на своей ротации по музыкальным СМИ, артисты должны САМИ ПЛАТИТЬ программам за возможность такой ротации. Вкладывать серьёзные средства в такие проекты ещё никто не хочет. Условия рынка таковы, что лучше всего продаётся не подлинное творчество, а расфасованная в красивые упаковки мишура (в двух словах, вместо шоколада покупают обёртку, причём по двойной цене за тот же шоколад). Я всё же оптимист и продолжаю надеяться, что цивилизованные условия шоу-бизнеса рано или поздно возобладают в нашей стране, хотя на это и потребуется серьёзная политическая воля, основанная на делах, а не обещаниях. Откуда такие надежды? Во-первых, в конце 90х не было даже малой толики сегодняшних достижений альтернативного шоу-бизнеса. Сейчас они есть, и это далеко не предел. Открываются новые телеканалы, интернет-радиостранции, худо-бедно выпускаются журналы на соответствующую тематику… Правда, имеет тенденция ухода альтернативных СМИ в Интернет. С одной стороны, это обеспечивает удобство получения информации, с другой стороны, ограничивает демократичность получения доступа к ней лиц, поскольку большинство граждан РФ до сих пор не имеет компьютера. Очень многое зависит от дальнейшей внутренней политики государства: победа центристских, пропрезидентских сил означает усиление цензуры и удушение имеющихся перспектив развития независимого шоу-бизнеса. Победа оппозиции (или сейчас, или в недалёком будущем) расширит данные перспективы и даст России шанс наверстать потерянное и упущенное на поприще слаборазвитого шоу-бизнеса.

Но перейдём к более конкретным задачам. Итак, любая качественная и опытная рок-группа должна отвечать следующим параметрам (или хотя бы ориентироваться на них):
1) Хорошая техника игры и вокала
2) Высокий творческий потенциал, а также принципиально новый песенный и сценический материал, созданный собственным трудом
3) Качественное оборудование
4) Тёплые дружеские отношения внутри коллектива
5) Умение выступать на сцене, харизматичность
6) Тщательно продуманный имидж
7) Максимально возможная массовость, частые выступления в различных точках
8) Менеджмент и планирование
9) Звёздность

Почему у нас так мало хороших известных групп, почему нет ни одной легенды, ставшей таковой не вследствие романтической гибели от недельного запоя, а вследствие высоких заслуг в музыке? Да просто потому, что несоответствие любого ВИА хотя бы одному-двум критериям уже лишает группу права называться достойной. Артист с менеджером, но без таланта, никогда не станет кумиром поколений. Выступать в рваных майках и штанах с барахолки можно было во времена перестройки – теперь серьёзные коллективы так не одеваются. DIY-банда, играющая то же, что играли до неё и ещё будут играть сотни других групп – бесперспективна. Мастера своего дела, начав карьеру с выступлений раз в 3 месяца где-нибудь на хлебокомбинате, сгинут во мраке неизвестности.
И только соединив в себе вышеперечисленные качества, добавив немножко удачи, трудолюбия и терпения, коллектив может рассчитывать на звёздное небо. И то лишь при условии, что его музыка понравится хотя бы одному "большому боссу" из теле- или радиостудии.
А теперь давайте пройдёмся коротко по пунктам:

1) Уровень исполнительского мастерства
Держитесь крепче за стулья, сейчас дядюшка Микс поведает вам одну страшную тайну: чтобы добиться успеха, играя в группе, следует… уметь играть, хотя бы для начала! Я не шучу, это действительно тайна – если судить по сотням ВИА, не умеющим этого в принципе. Причём здесь важно не только владение каждого участника группы своим инструментом, но и чёткая слаженная игра, которую действительно можно назвать МУЗЫКОЙ, а не беспорядочным фоном из "маршаллов". Так что должно пройти минимум несколько недель, пока новорождённый бэнд достигнет определённого уровня сыгранности. Не вздумайте жалеть времени на репетиции! Два раза в неделю – гарантированный минимум количества реп, способных вывести группу на нужный уровень. Кроме того, не забывайте шлифовать индивидуальную технику если не каждый день, то через день минимум. Только уверенность в собственном проффесионализме поможет группе выделиться из множества себе подобных и оставить свой, пусть даже и незначительный, след в истории музыки.

2) Высокий уровень креативности
Второй по важности критерий успешности рок-проекта – наличие в группе людей, обладающих перспективным творческим запалом, музыкантов с неограниченной фантазией и поэтов с острым языком (в данном случае я не только Джина Симмонса имею ввиду). Именно эти таланты позволят группе создать что-то большее, чем очередной сборник каверов и заимствований из творчества западных звёзд.
Говоря простым туркменским языком, группа (если это не кавер- и не трибьют-группа, разумеется) должна всегда создавать что-то новое, предлагать свежие решения старых вопросов, иными словами – оправдывать своё существование созданием музыки! Если же участники группы играют лишь для того, чтобы играть – они, безусловно, имеют на это право. Многие, кстати, и не стремятся к большему. Только серьёзного успеха такой банде никогда не добиться, можете быть уверены.

3) Качественное оборудование
Сколько бы ни тренировался солдат в стрельбе – если винтовку всё время заклинивает, ему бой не выиграть. Так же обстоит дело и с музыкантами: без хорошего и грамотно настроенного оборудования их кипучая деятельность обречена на народный ярлык посредственности. Поэтому, дамы и господа, не жалейте свободного времени – зарабатывайте денежки и вкладывайте их в приобретение оного. Если есть умный и заботливый продюсер, который всё оплатит – и вовсе замечательно. Только почему-то мне кажется, что его у вас нет.
Причина отстойной игры многих молодых исполнителей довольно банальна. Дело не только в отсутствии исполнительского мастерства, хотя и в нём тоже. Просто музыканты, как правило, считают себя творческими натурами, для которых работа с целью продвигать группу – занятие недостойное. Гораздо проще, имея на руках 10 000 рублей, купить гитару за 4, а остальные 6 либо пропить (это же, блин, по-рокерски), либо приобрести на них какую-нибудь железяку для ПК или скейта. Вот в чём причина столь плохого саунда в московских клубах – в дешёвом оборудовании и его неправильной настройке.

4) Личные взаимоотношения
В некоторых случаях этот критерий является самым важным – просто потому, что без личного взаимопонимания группа может существовать, только если это узкий круг состоявшихся в музыкальном бизнесе профессионалов. Новичков же в случае возникновения стены отчуждения ждёт крах. Большинство ВИА распадаются, потому что участники не ладят друг с другом. Ссоры бывают совершенно по разным поводам, начиная от "где мой провод, идиоты?" и заканчивая "вы загубили мне карьеру, порвали мои творческие планы, как тузик грелку, я вас ненавижу…". Просто умейте находить общий язык с соратниками! Галлон пива и тёплая квартирка в ненастный день как нельзя лучше сближают единомышленников. В конце концов, вы играете вместе, следовательно, должны чувствовать кожей друг друга, а интуицией угадывать, чего хотят все остальные. Бэнд, где каждый думает только о себе, никогда не вырвется в МТВ-шные топ-хитс.

5) Сценическое искусство
Вот мы и перешли к качеству, которым по настоящему владеют очень и очень немногие. Это искусство выступать. На этом свете жрёт кислород множество талантливейших гитаристов с дорогим оборудованием, выдающих такие пассажи, что Блэкмору и не снилось. Почему им никогда не стать звёздами? Да всё элементарно, Ватсон. Эти типы отлично подходят для работы в студии, но при этом они совершенно не умеют показывать себя на сцене. Давайте не будем забывать, что рок-н-ролл – это прежде всего действо, харизма, чувственность, энергетика и бесшабашность. А уж только затем это начальный рифф из "Johnny B.Goode", который сыграет любой мало-мальски опытный блюзмен. Безусловно, хорошо играть – это очень важно. Но ещё важнее уметь своей игрой завести зал, пронять слушателей до костей, сделать так, чтобы они вспоминали твои яйца ещё две недели (не воспринимайте эту фразу слишком буквально). Простым соло вы можете удивить разве что толпу эмочек-старшеклассниц, и то не факт. Безжалостные законы шоу-бизнеса таковы, что зритель получает кайф прежде всего от ШОУ, то есть от действа. Совок с его квартирниками медленно сползает в бездну прошлого. Нет, квартирники и авторская песнь – вещи нужные и во многом полезные, только вот ностальгические завывания Шевчука на тему, "что же будет с родиной и с нами", к року имеют довольно слабое отношение. Поэтому надо учиться делать шоу. Если музыканты испытывают боязнь сцены и не умеют себя преподать в лучшем виде – работать над этим. Песни стоит отточить до такого уровня, чтобы не глядеть на гриф гитары во время исполнения (когда солист пялится на свой гриф, смотрится всегда по-идиотски). Умение танцевать и перемещаться по сцене во время игры также крайне желательно. По сути, дело не только в эффекте шоу – каждый музыкант, двигаясь в такт музыке, освобождает из себя больше энергии и передаёт её залу, который, в свою очередь, придаёт банде уверенности и задора. Налицо круговорот драйва в природе.

6) Имидж и экипировка
Внешний облик группы – это её визитная карточка, та самая одёжка, по которой обычно встречают. Следовательно, к имиджу также должен быть грамотный подход. Музыканты, как правило, используют 3 направления при организации собственного имиджа:
1) Все участники группы одеваются в одинаковые костюмы (так выглядели Comets, Beatles и многие другие ВИА "первой волны", когда в шоу-бизнесе существовали более жёсткие ограничения на внешний вид)
2) Артисты придумывает собственный сценический имидж и использует на сцене только этот образ. Таких групп явное меньшинство, но все они приковывают к себе внимание своей неповторимостью (Alice Cooper, Kiss, Slipknot, Lordi…)
3) Никакого регламентированного внешнего облика у группы в принципе нет. Таких коллективов явное большинство, и выступают они в простой повседневной одежде.
В своих дилетантских советах я не предлагаю музыкантам гоняться за оригинальностью, обвешиваться чесноком или надевать пожарные каски. Но и равняться на 90% исполнителей, абсолютно ничем не выделяющихся своим внешним обликом, я тоже не рекомендую. При грамотном подборе костюмов следует учитывать контингент, на который нацелена группа (т.е. целевую аудиторию) и, исходя из этого, планировать собственную презентабельность.

7) Регулярная студийная и концертная деятельность
Группа живёт, пока она играет. Невероятно, но факт. Как бы замечательно ни были сыграны участники коллектива, какими бы способностями они ни обладали – всегда можно будет сделать ещё и ещё лучше, ведь идеал, как вы знаете, недостижим, к нему можно только стремиться. Beatles сделали себя, каждый день выступая в гамбургских клубах. За это время они накопили бесценный концертный опыт и стали по-настоящему спаянной командой. Играть вместе раз в месяц – участь любителей. Группа, имеющая далеко идущие планы, должна репетировать и выступать регулярно. Точно так же следует каждый день заниматься физкультурой, чтобы стать хорошим спортсменом. Многие коллективы пасуют и распадаются при первых сложностях. Проблемы чаще всего раздражают и подавляют человека, вместо того, чтобы мобилизовывать его на труд. Отсюда и недолговечность большинства рок-ансамблей. Группе не дают зал? Звонить, настаивать на своём! Не получается? Обзвонить ещё 10, 20 точек… Необходимо делать всё возможное, чтобы деятельность банды не затухала. Иначе ничего не выйдет.

8) Управление
К управляющему персоналу относится прежде всего менеджер группы – лицо, являющееся мозгом коллектива. Он должен обладать высокой коммуникабельностью, энтузиазмом, организаторским талантом, иметь достаточно времени, средств и хороших связей. Это в идеале. На практике же в условиях нашей солнечной родины найти такое сокровище довольно непросто. Особенно с нужными связями. Поэтому на первых порах можно сотрудничать с энергичным и общительным человеком, который просто разделяет идеи группы и готов содействовать ей в деятельности и развитии. В функции менеджера также может входить реклама группы, в случае, если за неё не отвечает специальный рекламный агент.
Человек №2 в аппарате управления – продюсер. Хотя при определённых обстоятельствах он может стать первым. Продюсерские функции в России и на Западе существенно отличаются. Иными словами, в США и Европе продюсер участвует в студийной деятельности группы, предлагает идеи оформления песен, следит за записью… В общем, контролирует музыкантов в студии. Грамотный продюсер должен не просто исполнять свои обязанности: во-первых, ему следует жить одной жизнью с группой (то есть знать, что хочет услышать исполнитель на своей пластинке). Во-вторых, продюсер не имеет права забывать и о коммерческой составляющей альбома (в случае, если альбом является таковым, а не записывается на идее DIY, где продюсер отсутствует по определению). Так обстоят дела "у них". В России продюсер, как правило, обеспечивает прежде всего финансовую поддержку исполнителю (хотя многие поп-пластинки в России записываются по западной продюсерской технологии).
Разумеется, чем раскрученее музыкальный коллектив, тем больший штат работников он включает. Однако в любой серьёзной группе всегда есть 2 незаменимых персонажа: менеджер и продюсер. Без них раскрутить проект технически невозможно.

9) Звёздность
На мой взгляд, "звёздность" - это лучшее определение характера сверх-популярного исполнителя. В феномене звёздности заключается основное различие между знаменитостью и звездой. Казалось бы, это одно и то же? Не совсем! Вот хотя бы парочка доступных примеров. Кто придумал рок-н-ролл? Большинство людей считают, что Элвис – ведь именно он был коронован на эту почётную должность. А почему король – не Чак Берри, скажем? Он начинал в то же время, что и Элвис, при этом играя гораздо лучше него, и риффы Чака Берри давно стали классикой. НО. Чак Берри, как известно, является негром. Вы можете себе представить, чтобы в Америке 50х-60х годов Королём назвали цветного? А Элвис – совсем другой персонаж. Хотя он и позаимствовал свою знаменитую манеру пения у чёрных блюзменов, внешность Элвиса будто срисована с голливудской наклейки и воплощает образ идеального американца. К тому же, песни Элвиса по своему содержанию были гораздо скандальнее песен Чака, они шокировали взрослых и заставляли молодёжь писать кипятком. Разумеется, в таких условиях Чак Берри не имел никаких шансов, хотя слава "изобретателя рок-н-ролла" (по крайней мере, в отечественных СМИ) осталась за ним. И всё же звезда – именно Элвис, в то время, как Чак Берри – "всего лишь" знаменитость. Пример №2 – Rolling Stones. Группа, ставшая всемирно известной спустя 3 (!!!) года после создания. Безусловно, играть "роллинги" умели, и очень неплохо. Но звёздность им принёс прежде всего бунтарский имидж группы, в том числе, ряд скандалов, опубликованных в британских СМИ. Отсюда делаем вывод: знаменитая группа далеко не всегда может стать звёздной и легендарной. Чтобы попасть на вершину Олимпа, вы должны сделать что-то, способное по своей наглости или беспрецедентности удивить весь мир. Например, пописать на дверь Мавзолея.

***
Итак, я набросал краткий анонс на тему создания качественной и перспективной рок-группы, вполне годящийся в качестве аннотации к книге "как стать звездой", "путь в шоу-бизнес" или чего-то в этом роде. В данной статье вполне могут сидеть ошибки, подлянки и несоответсвия – не потому, что автор дурак, а потому, что не специалист. Весь мой опыт основывается больше на теоретических изысканиях, советах продюсеров и деятельности известных групп, чем на собственных практических выкладках. Так что не судите мои опусы чересчур строго – и уж тем более не мечтайте, что прочтя всё это и выучив на гитаре 3 с половиной аккорда, вы сразу станете звездой мирового значения.