Формирование правильного звука электрогитары

20 июня 2008

В последнее время все больше внимания уделяется развитию цифровых технологий в музыкальной области, но основная часть статьи коснется именно традиционного формирования гитарного звука.


Гитарный тракт
Классический гитарный тракт состоит из собственно гитары (далее ее рассматривать не будем), предуслителя, усилителя и динамика. Каждый элемент вносит определенный вклад в конечный звук, и обойтись без какого-то из них нельзя. В продаже их можно найти как в раздельном виде (естественно элемент «динамик» должен быть сделан в виде кабинета), так и в связке. Комбоусилитель (комбик) содержит в себе все, что нужно. Усилитель типа голова – это предусилитель и усилитель. К ней требуется дополнительный кабинет. Кабинет – это, грубо говоря, деревянный корпус с одним или несколькими динамиками.

Предусилитель (preamp). В нем сигнал с гитары усиливается, искажается, т.е. другими словами преамп подготавливает сигнал для усилителя. Перегруженный звук (overdrive, distortion) так же формируется именно в нем (если, конечно, он имеет такую функцию). Преамп может иметь один и более каналов. Одноканальные преампы как правило дают только чистый звук, но нередко обладают кнопкой boost (усиление), которая делает из чистого звука перегруженный. Многоканальные преампы имеют один чистый канал и один или более перегруженных.

Усилитель (poweramp, мощник, оконечник). В нем сигнал с преампа усиливается до необходимой громкости звучания, что позволяет полноценно работать с динамиком. На номинальной мощности усилитель подгружает звук (речь идет о ламповых усилителях). Это может происходить и на меньшей громкости, но в этом случае усилитель выдает не совсем полноценный звук. «Раскачать оконечник» означает, что усилитель помимо увеличения громкости начинает еще и насыщать и подгружать звук. Можно заметить, что на номинальной громкости требуется меньше гейна, чем на малой. Это обуславливается как раз влиянием усилителя.

Что такое динамик, надеюсь, объяснять не надо. Добавлю только, что громкость тоже играет определенную роль. У динамика так же есть номинальный режим работы, когда он выдает максимально лучший звук. Тут так же существует выражение «раскачанный» динамик. Замечу так же, что на гитарное оборудование ставят динамики, сделанные именно для работы с гитарными усилителями и имеющие специальные частотные характеристики. Поэтому не удивляйтесь, что в бытовые колонки что-то звучит не так.

Использование педалей перегруза (distortion, overdrive, fuzz).
Можно разделить педали перегруза на самостоятельные педали, которые включаются в чистый канал, и «грелки». С первыми все ясно. Включил, нарулил звук на педальке, и вперед. Грелка же нужна для игры в перегруженный канал, если не хватает уровня перегруза в преампе или хочется другой звук. Тут уже необходимо искать баланс между уровнем гейна на грелке и преампе, поиграться частотами и т.д. Я использую переизданную копию легендарной грелки Tubescreamer TS-808 для «разогрева» своего лампового комбоусилителя и получения более олдскульного звука. На грелке гейн стоит практически на нуле, то есть можно сказать, что она работает как бустер (booster - усилитель сигнала), но в тоже время создает другой оттенок звучания. При игре в ламповый аппарат не важно, транзисторную педаль использовать или ламповую.

Педали эффектов (такие как chorus, flanger, delay и т.д.), которые ставятся после перегрузки сигнала, должны включаться вразрыв. То есть между преампом и оконечником. Для этого в комбиках или усилителях типа голова делается петля эффектов (fx loop). Педаль wah-wah, компрессор и т.п ставятся перед преампом.

Современные гитарные процессоры позволяют получить на выходе тот самый законченный гитарный звук, что дает возможность играть дома в бытовой усилитель и hi-fi системы, либо в линию (в микшер) на репетиции, либо в чистый канал комбика. Это сильно упрощает жизнь гитаристу, но с другой стороны на данном этапе развития цифровой техники традиционный тракт дает лучшее звучание. Какой тракт использовать, выбирать вам. В заключение хочу сказать, что лучший звук можно получить только от дорогих ламповых аппаратов на номинальной громкости. Ну и конечно ваше собственное мастерство должно быть на уровне, потому что ламповый аппарат не прощает ошибок.