Игра медиатором
27 июня 2008
Наверняка многие начинающие гитаристы сталкивались с проблемой игры медиатором. А уж о скоростной и профессиональной технике и речи не шло. В данной статье я постараюсь изложить вам основные принципы, которые позволят вам быстрее и лучше овладеть игрой медиатором, как они собственно помогли уже мне.
Выбор и правильное положение медиатора.
Медиатор, предназначен для защипывания струн на гитаре и выглядит как обычная пластинка различных форм и размеров. Изготавливаются медиаторы из костей, дерева пластмассы и даже если не ошибаюсь из металла. Пластмассовые медиаторы самые распространенные и самые дешевые.
Толщина медиатора колеблется от 0,3 до 3 мм. От толщины медиатора может меняться тембр извлекаемого звука. Толстые медиаторы обычно применяется при игре сольных партий и риффов, так как необходимо показать выразительность звука гитары. Тонкие же медиаторы применяют при игре более простых аккомпанирующих партий. При игре на акустической гитаре рекомендуется использовать тонкий медиатор при игре аккордами и использовать более толстый при исполнении сольных партий.
От размера медиатора звучание не изменится, но согласитесь играть маленьким медиатором намного удобнее, чем большим, учитывая также, что при этом можно добиться большей скорости игры.
Цвет медиатора значения не имеет, так что берите тот, который вам нравится. Слава Богу, расцветок сейчас столько, что каждый найдет обязательно что-нибудь себе по вкусу.
Разницы, какой фирмы медиатор особо нет, так как у каждой из фирм есть свои превосходства, по отношению к другим. Но согласитесь, играть медиатором Gibson намного приятнее, чем медиатором какой-либо другой, не дай Бог китайской фирмы.
Так как же правильно держать медиатор?! Плоскость медиатора должна быть параллельна струнам. Нет ничего страшного, если она находится под небольшим углом. У меня, например этот угол 15-20 градусов. Зажимается медиатор между большим и указательным пальцами. Не надо сильно сжимать пальцы, кисть не должна быть напряжена, но и расслаблять руку тоже не стоит, медиатор не должен выпадать.
Выглядывать из-за пальцев медиатор должен на 3-7 мм. То есть он не должен цепляться за струны там, где нам не надо, но в то же время не должен быть совсем невидим. Вообще лучше всего держать медиатор так, как удобно вам, не придерживаться никаких правил. Если вам удобно и звук извлекается нормально, без проблем, то все делаете правильно. Экспериментируйте.
Глушение струн.
Глушение струн производится двумя основными способами.
Первый из них работает, когда вы бьете медиатором вверх. При этом способе в первую очередь струны касается сам медиатор, за ним кончик указательного пальца правой руки и уже после ноготь этого же пальца. От силы прикосновения к струне зависит сам эффект глушения, чем сильнее прижмете струну, ты сильнее и выраженней будет эффект.
Второй способ применяется при ударе медиатором как вверх, так и вниз. В этом случае бьете по струне медиатором и кончиком указательного пальца одновременно.
Эти 2 способа являются основными и на них опираются все прочие способы глушения. Все зависит только от техники владения этими способами и вашей фантазии.
Постановка правой руки.
Относительно этого вопроса, я не могу вас заставить использовать определенную постановку правой руки. Да и вы сами не должны опираться на мнение других людей. Потому что главное, чтоб было удобнее вам. То есть, можете использовать подставку для руки, а можете играть без нее.
В основном, при исполнение сложных мелодий, лучше всего, конечно, когда рука опирается на что-нибудь, так вам будет удобнее и легче технически точно и уверенно исполнить мелодию. А при игре более легких мелодий, рука может находиться свободно, без опоры.
Но в любом случае, вы должны владеть обоими способами постановки руки и нельзя ограничивать себя игрой в какой-то одной из двух позиций.
Артикуляция.
Этот элемент при игре медиатором, является, на мой взгляд, одним из самых важных. Играя медиатором, нужно стремиться, чтобы при ударе получались ровные и правильные звуки. Для этого используется переменный штрих. То есть это когда удары медиатором производятся как вверх, так и вниз. Начиная играть любую мелодию, попробуйте начать исполнять ее к примеру с удара вниз. Если вы слышите, что звук, извлекаемый при этом, неровный, не акцентированный и скажем по-простому некрасивый, то возможно лучше начать исполнять мелодию с удара вверх. Так же немаловажное значение стоит придавать удобности игры. Если вам удобно начинать играть медиатором, ударяя вниз, то возможно для вас лучше будет играть именно так.
Переменный штрих на одной струне.
Для того, чтоб овладеть техникой переменного штриха, лучше всего для начала учиться играть на одной струне. На какой, решать уже вам. При этом старайтесь сконцентрироваться на движениях правой рукой. Пытайтесь, чтобы рука двигалась с максимальной рациональностью, то есть в движении не должно присутствовать ничего лишнего и была в меру расслаблена. Не надо, как я уже писал, чтобы медиатор выпадал у вас из рук, но и зажимать его сильно тоже не стоит, это напрягает кисть и она быстрее устает.
Начните с ударов вниз. Повторяйте удары четко, чтобы звук постоянно был одинаково ровным и красивым. Медиатор держите как можно ближе к струнам. После можно переходить к ударам вверх, так же следя за их ровностью. Как только удары стали получаться более-менее ровными, одинаковыми и красивыми, можете переходить к попеременной игре. Сначала делаете удар вниз, а затем, возвращая руку в исходное положение, сделайте удар вверх. Не расстраивайтесь, если у вас сразу не получается.
Пытайтесь исполнить какую-нибудь мелодию несколькими способами:
- удары вниз;
- удары вверх;
- удары вниз-вверх;
- удары вверх-вниз;
При игре придерживайтесь определенного темпа. Для начала лучше играть медленно. Следите, чтоб движения были равномерны. После можно ускорять темп игры. Не пытайтесь играть сразу быстрым темпом, у вас будет получаться неаккуратно и некрасиво.
Переменный штрих на смежных струнах.
Теперь, как только вы овладели техникой переменного штриха на одной струне, пора усложнять упражнение. Вам необходимо научиться играть, чередуя удары вверх и вниз, переходя с одной струны на другую. Для начала пусть это будут 2 смежные струны. Здесь, конечно, лучше работать с гаммами. Не обязательно сразу использовать всю гамму, можно взять и фрагмент для начала. Вообще гаммы лучше знать. В будущем вам это очень пригодится, и вы будете знать, как на грифе располагаются ноты. Очень поможет при написании собственного соло.
Пытайтесь играть на двух струнах переменным штрихом, переходя с одной струны на другую. Особое внимание придавайте движениям правой руки, как я писал ранее, в движении не должно быть ничего лишнего. Как только начинает более-менее получаться, можете увеличивать темп игры понемногу.
Если вы чувствуете, что вы овладели техникой игры переменным штрихом уже достаточно хорошо, можете переходить к скачкам, то есть к игре на 2 и более несмежных струнах. Также начните с медленного темпа и постепенно увеличивайте его. Не торопитесь освоить этот прием как можно быстрее, потому как он является одним из самых важных при построении красивых мелодий.
Следующим этапом уже является игра переменным штрихом по аккордам. Начните с самых простых и удобных вам аккордов. Не надо сразу брать баррэ на 5-6 ладах. Так вы играть лучше и быстрее не научитесь никогда. Следите опять же за правой рукой, чтобы она не шла дальше, чем это необходимо, и не выполняла ненужную и лишнюю работу.
Ну, вот в принципе и все, о чем я хотел вам рассказать. Все эти достаточно простые правила и способы помогли мне научиться достаточно быстро и неплохо играть на гитаре с помощью медиатора, надеюсь, они помогут и вам.
Я пытался изложить материал достаточно доступно и проще для восприятия слуху обычного человека, старался опускать самые сложные гитарные термины, чтобы эти принципы мог понять каждый, даже начинающий гитарист. Хочется надеяться, что мне это удалось. Ну а теперь вперед, за гитару и удачной вам игры!