Дебби Пойзер: Сочинение песен.

5 апреля 2011




Каждый сочинитель песен иногда сталкивается с тем, что кажется, что источник вдохновения иссякает, а тяжёлый труд не приносит результатов. Дебби Пойзер предлагает некоторые советы…



Сочинение песен – навык, который редко преподаётся. Музыканты имеют тенденцию писать инстинктивно, поглощая идеи из музыки, которая вокруг них и во всём доверяя вдохновению. Для многих это работает отлично, но не будет никакого вреда, если попытаться сделать хорошую вещь ещё лучше. Вы можете относительно легко улучшить своё ремесло сочинителя песен, если признаете, что Ваша работа – результат не только какого-то мистического процесса, над которым Вы не имеете никакого контроля. Конечно, для начала Вы нуждаетесь в каком-то количестве таланта, но Вы можете заточить свои навыки так, как это происходит при обучении игре на каких-либо инструментах. Вот несколько простых идей, чтобы заставить Вас поразмышлять о том, как Вы пишете; и если Вы застрянете в музыкальной колее, то возможно они помогут Вам вылезти из неё.

1) Если Вы получили аккордную последовательность, которая удовлетворяет Вас для какой-то части песни, но не знаете, куда двигаться дальше, попробуйте полностью изменить порядок следования аккордов и используйте это для новой части. Зачастую это работает нормально, но если не помогает, поменяйте местами только лишь некоторые аккорды и повторите. Кроме того, попытайтесь удвоить продолжительность каждого аккорда и посмотрите, как это «берёт» Вас. Деление пополам длительностей нот в припевах создаёт впечатление увеличения темпа, хотя на самом деле этого и не происходит.

2) Если Вы всегда пишете на клавишном инструменте, возьмите для разнообразия гитару. Свежее звучание старых аккордов может вдохновить Вас на новые мелодии. И наоборот, если Вы всегда сочиняете с гитарой, присядьте за клавишный инструмент со звуком фортепьяно и выбирайте интересные мелодии, которые, скорее всего, не пришли бы Вам в голову, если бы Вы продолжали работать как обычно. Попробуйте сочинять запевы на клавишном инструменте, а припевы – на гитаре.

3) Держите список предполагаемых названий песен на Вашей стене. Всякий раз, когда Вы слышите хорошее слово или фразу, добавляйте их ко своему списку, чтобы использовать потом, когда будете придумывать новый материал.

4) Для разнообразия, попробуйте различные музыкальные размеры. Если, например, Вы никогда не использовали размер 3/4, то попробуйте написать в нём песню.

5) Слушайте песни других народов. Особенно фокусируйтесь на авторах, чьи работы считаются классикой, но и не пренебрегайте лучшими из современных. Думайте о том, что же делает классическую песню настолько хорошей. Постарайтесь понять хитрости аранжировки и структуры песни. И вообще, обращайте внимание на всё, что Вам нравится. Это не воровство – это обучение. Кинопроизводители занимались этим в течение многих лет и не делали из этого тайны.

6) Проанализируйте свои любимые песни и постройте вокруг них упражнения. Например, напишите новый текст для своей любимой песни, или подгоните существующий текст под новую мелодию. Напишите песню-саундтрек для какого-нибудь фильма, который её не имеет, или сделайте альтернативную тему. Послушайте классическую песню в жанре, в котором Вы не работаете и попытайтесь написать песню, которая копирует её стиль (но не содержание).

7) Всегда носите с собой записную книжку, чтобы можно было оперативно записать любые идеи приходящие в Вашу голову, пока Вы занимаетесь своими текущими делами.

8) Если обычно Вы пишете песни с большим количеством аккордов, то попытайтесь ограничить себя только тремя и посмотрите, что Вы сможете выжать из ограниченного набора вариантов. Наоборот, если у Ваших песен никогда не бывает больше трёх аккордов, попытайтесь всё-таки написать хоть одну с шестью.

9) Используйте метод «свободных ассоциаций», если Вы собираетесь написать о чём-то песню, но не знаете, как начать текст. Сядьте с бумагой и ручкой (или с компьютером) и записывайте каждое слово и чувство, которое придёт Вам в голову по этому поводу. Это может подтолкнуть Вас в правильном направлении.

10) Хотя некоторые люди и считают, что рифмованные тексты трудно сочинять – рифмовка важна и поэтому стоит упорно с ней заниматься. Как говорит известный поэт-песенник Janis Ian: «Рифма помогает загипнотизировать, и сама пробивается в наше слушание». Другие заметили, что хорошая рифма даёт слушателю приятное чувство спокойствия и безопасности. Не каждая песня, конечно же, нуждается в рифмованном тексте, но если многие из лучших используют её, значит в этом всё-таки что-то есть! Однако, не переусердствуйте в этом: плохая или напрягающая рифма может раздражать слушателя и отвлекать его внимание от того, что Вы пытаетесь до него донести. Если кажется, что рифма звучит глупо – выбросьте это и начните сначала.

11) Чтобы помочь с вышеупомянутым, приобретите словарь рифм. Это спасёт Вас от умственной пробежки по всему алфавиту, чтобы найти рифму, например, к слову «экзистенциальный». Словарь синонимов тоже является хорошим подспорьем для поэта. Он поможет добавить больше интереса и разнообразия в Ваши стихи.

12) Добавьте дополнительный профессионализм к песне, используя сложные второстепенные вокальные линии. Не надо всегда рабски следовать за фразами лидирующего вокала. Это одна из областей, где аранжировка и сочинение песни тесно связаны между собой.

13) Приобретите соответствующую литературу и пособия. Есть превосходные книги, которые заставят Вас думать и расскажут о вещах, которых Вы не знаете.

14) Решите, куда Вы будете заносить свои примечания, идеи и заметки по поводу сочинительства. Разве Вы хотите утерять потенциальные «драгоценные камни» из-за того, что не можете найти тот бумажный обрывок, на котором их записали? Используйте компьютер или папку, куда заносите все свои листочки, бумажечки, салфетки и прочие записи. Держите в папке заправленную ручку и чистую бумагу. Так Вы сможете что-то оперативно записать, если Вас внезапно посетит вдохновение.

15) Если Вы сочиняете музыку с секвенцером, включите его на запись, в то время как Вы в раздумье перебираете ноты на клавиатуре. Не предполагайте, что Вы сможете автоматически запомнить в своей голове всё хорошее, что наиграли. У многих секвенцерных программ есть специальный буфер для этой цели, откуда Вы можете извлечь данные и поместить их трек, нажав комбинацию горячих клавиш.

16) Каждый сочинитель песен должен знать, что у коммерческой песни должен быть «крюк», зацепка за слушателя. Но Вы знаете, что у песни, в идеале, должно быть несколько таких зацепок? Дополнительные «крюки» должны работать, чтобы поддерживать интерес слушателя на должном уровне. Гитарные и басовые рифы, фортепьянные ходы между линиями песни; броское изменение аккордов, когда ничего не происходит с ведущим вокалом или при переходе с куплета на припев; вокальный экспромт, который останется в голове у слушателя. Если Вы будете думать об этих вещах, когда пишете песню, то когда Вы подойдёте к созданию демо-записи, то найдёте, что уже получили хорошее начало для аранжировки.

17) Пытайтесь вводить много динамического и ритмического интереса в Ваши песни. Сделайте так, чтобы они достигали максимума и затем спадали, вместо того, чтобы тащиться на одном уровне. Если в куплете есть много коротких слов в изменчивом ритме, то для припева, например, попробуйте использовать долгие, продолжительные ноты. Удостоверьтесь, что куплет и припев имеют разную длину: варьируйте длинные и короткие секции для того, чтобы структура Вашей песни не стала слишком предсказуемой для слушателя.

18) Делайте свои песни в разном ключе. Это кажется очевидным, но очень легко начать писать и петь только то, что для Вас легче всего. Если Вы не следите за этим, то Ваши песни закончат тем, что станут похожими друг на друга как две капли воды.

19) Рассмотрите вопрос о соавторстве. Силы другого человека могут компенсировать Ваши слабости; они могут принести необычные мелодические и лирические перспективы, о которых, возможно, Вы никогда б и не подумали.

20) И если Вы действительно исчерпали все свои музыкальные идеи, используйте технологию: программы для алгоритмической композиции, автоаранжировщики или, на худой конец, встроенный в секвенцер арпеджиатор! Может это поможет Вам…

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в январе 1999 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав


_____________________________________________________________________

Взято ОТСЮДА

Статью подготовил и отредактировал NECRODEFLORATOR, вся информация была взята из открытых источников в интернете. Специально для AmDm.ru