Народные и застольные песни - Степь да степь кругом, аккорды

Прокрутка
Тональность
Шрифт
100
  C
Степь да степь кругом,
 A7           Dm
Путь далек лежит.
   F            C
В той степи глухой
 G7         C
Замерзал ямщик.

C
И, набравшись сил,
 A7           Dm
Чуя смертный час,
F         C
Он товарищу
G7         C
Отдавал наказ:
 
 C
Ты, товарищ мой,
 A7          Dm
Не попомни зла,
  F                C
Здесь, в степи глухой
  G7       C
Схорони меня!

 C
Ты лошадушек
  A7          Dm
Сведи к батюшке,
 F          C
Передай поклон
 G7          C
Родной матушке

C
А жене младой
 A7             Dm
Ты скажи, друг мой,
  F         C
Чтоб она меня
 G7         C
Не ждала домой.

 C
Передай словцо
 A7         Dm
Ей прощальное
F            C
И отдай кольцо
G7        C
Обручальное.

 C
Пусть она по мне
 A7       Dm
Не печалится,
   F               C
С тем, кто сердцу мил,
 G7           C
Пусть венчается.

  C
Про меня скажи,
  A7           Dm
Что в степи замёрз,
F         C
А любовь её
G7          C
Я с собой унёс

Комментарий автора:

Музыка С. П. Садовского. Обычно в сборниках указывается "музыка народная". 
Фольклорная переработка стихотворения Ивана Сурикова "В степи" (1865, см. далее), 
которое, в свою очередь, навеяно старинной ямщицкой песней "Cтепь Моздокская".

Иван Захарович Суриков, родился 25 марта 1841 г. в деревне Новоселово Ярославской губернии, 
в семье оброчного крестьянина, работавшего приказчиком в Москве. В начале 60-х гг. познакомился с А. Н. Плещеевым, 
который помог ему опубликовать первое стихотворение, после чего произведения поэта стали систематически печататься 
на страницах столичных газет и журналов. В 1871 г. издал первый сборник стихов. Вскоре вокруг него сложился 
кружок поэтов-самоучек, произведения которых Суриков собрал и включил в сборник «Рассвет» (1872). В середине 70-х гг. 
поэт заболел туберкулезом, ездил лечиться на кумыс, некоторое время жил в Ялте. Умер 24 апреля 1880 г. в Москве.
Поэтический кружок («Суриковский литературно-музыкальный кружок», Москва) просуществовал до 1933 года. 

Оригинальное стихотворение «В степи»

Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет…

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой 
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Передсмертный час, 
Он товарищу 
Отдавал приказ: 

«Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, -
Не попомни, друг, 
Злых моих обид.

Злых моих обид,
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон 
Старой матушке. 

Молодой жене 
Ты, скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой…

Кстати ей еще
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне ее кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо 
Обручальное. 

Пусть по мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»

Замолчал ямщик,
Слеза катится…
А в степи глухой
Вьюга плачется.

Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».

1865 г.

Когда именно композитор Сергей Садовский положил эти стихи И. Сурикова на музыку, неизвестно. 
Но песня, созданная им, вошла прямиком в народную душу и очень скоро разрослась в различных исполнениях новыми вариантами: 
люди слышали песню и повторяли ее, не помня какие-то слова и заменяя их на свой лад. Причем далеко не всегда сохранялась 
и логическая основа, и незыблимость стихотворной рифмы, и главное — сам смысл текста. В народных вариациях 
суриковские слова про то, что песню поет ямщик, оказались пропущены. Получалось, что случившееся несчастье в песне 
про Моздокскую степь, спроецировалось на самого суриковского ямщика: это не он пел песню про умирающего доброго молодца, 
а умирал сам и отдавал последний наказ товарищу похоронить его здесь же, в степи (нечего, мол, по-христиански, тащиться на кладбище), 
и передавал через него же волю родным: кому — коней, кому — поклон, кому — свободу и нового мужа.
Именно в таких исполнениях песня обрела огромную популярность. Причем возникло несколько похожих редакций одной и той же песни, 
и к настоящему времени их существует не менее шести вариантов.

А смысловая нелогичность ушла на задний план, уступив главенствующее место лирической печальной напевности.

И поныне песня «Степь да степь кругом», названная по первой строчке народных исполнений (у автора есть название стихотворения 
и начало совсем иное), — в ее народных редакциях — является одной из самых популярных в русской музыкальной культуре.
 
 
Свернуть Распечатать

Видео