Народные и застольные песни - Сормовская лирическая, аккорды
Шрифт
100
AmEAmE7На Волге широкой, на стрелке далекойAmG7CГудками кого-то зовет пароход.FA7DmAmПод городом Горьким, где ясные зорьки,DmAmGCВ рабочем поселке подруга живет.FA7DmAmПод городом Горьким, где ясные зорьки,DmAmE7AmВ рабочем поселке подруга живет.AmEAmE7В рубашке нарядной к своей ненагляднойAmG7CПришел объясниться хороший дружок.FA7DmAmВчера говорила – навек полюбила,DmAmGCА нынче не вышла в назначенный срок.FA7DmAmВчера говорила – навек полюбила,DmAmE7AmА нынче не вышла в назначенный срок.AmEAmE7Свиданье забыто, над книгой раскрытойAmG7CСклонилась подруга в окне золотом.FA7DmAmДо утренней смены, до первой сиреныDmAmGCШуршат осторожно шаги под окном.FA7DmAmДо утренней смены, до первой сиреныDmAmE7AmШуршат осторожно шаги под окном.AmEAmE7Ой, летние ночки, буксиров гудочки,AmG7CВолнуется парень и хочет уйти.FA7DmAmНо девушки краше, чем в Сормове нашем,DmAmGCЕму никогда и нигде не найти.FA7DmAmНо девушки краше, чем в Сормове нашем,DmAmE7AmЕму никогда и нигде не найти.AmEAmE7А утром у входа в ворота заводаAmG7CВлюбленному девушка встретится вновьFA7DmAmИ скажет: «Немало я книжек читала,DmAmGCНо нет еще книжки про нашу любовь».FA7DmAmИ скажет: «Немало я книжек читала,DmAmE7AmНо нет еще книжки про нашу любовь».
Комментарий автора:
Песня на стихи: Е. Долматовский, музыка: Бориса Мокроусова. В 1949 году в Горьком отмечался столетний юбилей Сормовского завода, который с 1922 года носил название «Красное Сормово». В ходе подготовки к этому событию был объявлен конкурс на лучшее музыкальное произведение, посвящённое юбилею завода. Для этого в Горький были приглашены композиторы и поэты — среди произведений, над которыми они работали, были кантаты, оратории и торжественная увертюра. Одним из первых на приглашение откликнулся композитор Борис Мокроусов, а его напарником стал поэт Евгений Долматовский, который впоследствии вспоминал, что cначала они решили написать марш. Они жили в заводской гостинице, посещали общежития и производственные цеха, но с написанием марша дела у них не продвигались. По словам Долматовского, в один из дней в дверь постучали «две девушки в чёрно-синей форме ремесленного училища». Девушки попросили композитора и поэта написать не марш, а обычную песню к юбилейному концерту, которую они намеревались исполнить дуэтом. Откликнувшись на их просьбу, Долматовский написал стихи, и получилось так, что ритмически они подошли к одной из мелодий Мокроусова, изначально предназначавшейся для спектакля «Макар Дубрава», поставленного в 1948 году в Театре имени Вахтангова по пьесе Александра Корнейчука. После того, как Мокроусов и Долматовский несколько раз спели песню на уже готовый мотив, им «показалось, что именно эти слова с этой музыкой составляют единое целое», и они остановились на этом варианте. Существует и другая версия, описанная в биографии Бориса Мокроусова. Согласно этой версии, просьба о написании песни исходила от тогдашнего директора завода Ефима Рубинчика, который сказал Мокроусову: «Конечно, всё это хорошо. Но пройдет юбилей, и отшумит оратория… Так, для себя, для души петь ораторию не станешь… А нам бы такое, что и после юбилея хотелось петь…» После этого Мокроусов сочинил мелодию, а потом попросил Евгения Долматовского написать для неё слова. Впоследствии Мокроусов рассказывал: «В отличие от многих композиторов, я вначале создаю музыку, а затем поэт пишет по моей просьбе стихи на заданную тему. Кое-кто считает такой метод „порочным“, но это вопрос спорный. В свою защиту могу сказать, что самые популярные мои песни, в том числе и „Сормовская лирическая“ со стихами Евгения Долматовского, написаны именно таким образом». Тем временем подготовка к празднованию столетия Сормовского завода продолжалась. К юбилейному вечеру готовилась литературно-музыкальная композиция под названием «Доро́гой побед», постановщиком которой был Николай Покровский. «Сормовскую лирическую» было поручено исполнить солистам заводского хора Маргарите Рыбиной и Геннадию Бакову, которые и стали первыми исполнителями этой песни. По воспоминаниям Рыбиной, песня должна была прозвучать в финале композиции, и им «строго-настрого запретили разглашать, что готовится». С Долматовским и Мокроусовым Рыбина знакома не была и, по её словам, не имела никакого отношения к рассказанной поэтом истории о двух девушках — «может, приходили к нему девочки из ремесленного училища, но это была не я». Песня быстро приобрела популярность и с начала 1950-х годов часто исполнялась по радио. Впоследствии мелодию «Сормовской лирической» использовали в качестве позывных горьковского радио — песня стала музыкальной визитной карточкой Горького (Нижнего Новгорода), её даже рассматривали в качестве неофициального гимна города. Жители других городов часто переиначивали слова этой песни — по словам Долматовского, из всех его песен «Сормовская лирическая» была чемпионом по количеству таких переделок, в основном из-за несогласия со словами из четвёртого куплета: «Но девушки краше, чем в Сормове нашем, / Ему никогда и нигде не найти». Таким образом, основной смысл изменений, вносимых в слова песни, сводился к следующему: «Но мы не согласны, что девушек краше, / Чем в Сормове вашем, нигде не найдём» (омский вариант) или «Но город наш краше, чем Сормово ваше, / В нём девушек больше хороших живёт» (гомельский вариант). В очерке о творчестве Бориса Мокроусова музыковед Ноэми Михайловская относила «Сормовскую лирическую» к категории городских рабочих песен композитора, характерной чертой которых является то, что они «наполнены мечтательным настроением и ведут нас в мир лирических переживаний героя». Сравнивая с другой лирической песней Мокроусова, «Осенними листьями», Михайловская отмечала, что в «Сормовской» нет такой «утончённой поэтичности и безысходной печали», её музыка более «заземлена», «во все элементы музыкальной речи, и прежде всего в ритмо-интонационный строй мелодии, проникают новые для жанра черты», среди которых «распевность, идущая от народной песни, и одновременно как бы утверждающая себя активность — выражение скрытой напористости характера». По словам Михайловской, в фортепианном сопровождении «Сормовской» «слышатся обороты и ритмы гармошечных переборов». За свою историю, начиная с первого исполнения Маргариты Рыбиной и Геннадия Бакова, песня «Сормовская лирическая» входила в репертуар многих известных певцов и певиц, таких как Иван Шмелёв и Пётр Киричек, Владимир Нечаев, Леонид Кострица, Георг Отс, Нина Пантелеева, Юрий Богатиков, Лев Полосин и Борис Кузнецов, Эдуард Хиль, Валерий Сёмин, Олег Погудин, Ирина Крутова и другие.
Аппликатуры аккордов
39,305
53
12.11.2018
Народные и застольные песни популярные подборы аккордов
Название композиции | Видео |
---|---|
Happy Birthday to you
|
|
Ой, да не вечер
|
|
Любо, братцы, любо
|
|
Ой, Житомир
|
|
Когда мы были на войне
|