Звук в разрезе : Ритм-гитара.

24 июня 2008

Хотелось бы поделиться с вами некоторыми интересными наблюдениями. Это вещи, с которыми мы сталкиваемся почти постоянно, но при этом далеко не всегда обращаем на них внимание. В основном, будем рассматривать исполнение музыкальных композиций. И разговор будет идти о ритм-гитаре. Что это за гитара такая? Чем она отличается от обычной? Сложно ли на ней играть? Какова ее работа в музыкальной группе? ... На эти вопросы мы попытаемся вместе с вами найти ответы, а заодно и узнаем, чем отличается хороший ритм-гитарист от очень хорошего, рассмотрим некоторые моменты, связанные с исполнением на ритм-гитаре, и кроме того поймем, почему нам не трудно, услышав например песню из колонок, по музыке "с ходу" определить - русский это рок или зарубежный. А также, сделаем "конфетку" из... Хотя об этом позже. Ну вот, пожалуй приступим.


Ритм-гитара.
В рок группе обычно бывает несколько исполнителей на гитарах, одним из них является ритм-гитарист. На своей гитаре он играет последовательности аккордов, тем самым задавая мотив песни, а под эти аккорды уже "подстраиваются" соло-гитара, бас-партия, вокал. При этом ритм-гитара(хотя и бас, впрочем тоже, но речь сейчас не об этом) практически ни на секунду не выключается из песни, а продолжает играть свои аккорды, и как правило - в записи они звучат "на заднем плане" и являются "фоном" для остальных музыкальных инструментов. Но этот "фон" является неотьемлемой частью композиции и без него она будет звучать странно и непривычно.

То есть, грубо говоря, ритм-гитара это та которая играет по аккордам. И подборы аккордов, которые размещают например на amdm.ru представляют собой подборы как раз по части ритм-гитары. Ну это естественно только если в группе таковая имеется ;). Конечно, это не совсем точное определение, но мы с вами пока будем говорить именно так, чтоб было понятней. И когда мы выходим на нашу любимую лавку, пускай даже с полураздолбаной акустикой без третьей струны, и берем первый аккорд(естественно Am) - мы превращаемся одновременно в ритм-гитариста и вокалиста, прямо такой человек оркестр.

Так почему же музыка, играемая на одних и тех же последовательностях аккордов, у разных групп звучит и воспринимается по разному? Вы скажете, что - так как ритм-гитара в обоих случаях играет те же аккорды, то значит различия в бас-партии, вокальной линии и т д и т п. И будете абсолютно неправы. Ритм-гитара в одной группе и в другой, несмотря на одинаковые аккорды, играет совершенно по разному. То есть, приходим к выводу, что она отвечает не только за своевременную смену аккордов.

Аккорды - это лишь вершина айсберга. Видимая его часть. На что же мы не обращаем внимание?
Сейчас мы узнаем некоторые особенности игры на ритм-гитаре, которые являются "черновой работой" - вроде бы она не на виду, но имеет колоссальное значение и важность, в плане уникальности композиции и внесения в нее драйва (не кнопочки на комбике,а определенных ощущений связанных с восприятием музыки :).

Итак, у нас имеется сырой кусок музыки. Прослушиваем его, и смотрим аккорды.
Первый аккорд (12 ударов по одному и тому же аккорду) : назовем его "Em со звездочкой". Записывается как 022х32. (это с шестой по первую струну).(Для удобства, можно зажимать 4 и 5 струну одним пальцем - указательным. Этот же палец будет слегка касаться 3-й струны, приглушая ее, что нам и требуется.)
Второй аккорд (2 удара) : G 320033.
Третий аккорд (тоже 2 удара) : А х02220.

Последовательность аккордов повторяется 2 раза. то есть:


Em*----Em*----Em*----G--A----Em*----Em*----Em*----G--A аккорды
---4--------8-------12---14--16 количество ударов

После этого идет небольшой проигрыш на 5 и 6 струнах.

А ---2--2--4--5--4--2---
Е ---0--3--5--7--5--3---

Понятно, что это как раз и играется на ритм гитаре и служит нам как бы "фундаментом". А теперь мы переходим к более детальному рассмотрению некоторых нюансов.

1. Первое и самое главное.

На минуту отвлечемся от музыки и представим, что мы в театре. Идет спектакль, вроде все как обычно - но вместо актеров на сцене находятся роботы. Зрители видят, что роботы, исполняя роли, не нуждаются в помощи суфлера, никогда не сбиваются, точно и в нужное время говорят свои фразы. Но при всем при этом их голоса звучат слишком монотонно, механически и поэтому постановка кажется лишенной жизни. В ней не хватает эмоций.

Внезапно у роботов садятся батарейки и им на замену выходят живые актеры. И начинают "зажигать", доигрывая роли с выражением, по-живому, и в благодарность получают овации, цветы и большие гонорары :).

Возвращаемся из театра обратно к нашему музыкальному отрезку. Сейчас он представляет собой исполнение без эмоций. Мы "прочитали" слушателям несколько аккордов, тем самым передав "сюжет" музыки, но мы сделали это монотонно и без интонации. И первая наша задача - внести интонацию, эмоции, рассказав тот же самый сюжет уже в более ярких красках.

И называется эта наша первая процедура - расстановка акцентов.

То есть, мы выделяем среди остальных тот или иной удар. Чуть попозже будем разбираться, а для начала послушаем примеры : первый и второй.

Заметили, что в первом примере выделяются нечетные удары, то есть играется как бы "РАЗ два ТРИ четыре". Во втором - соответственно четные, "раз ДВА три ЧЕТЫРЕ". Любопытно что большинство песен русского рока играется с акцентом на нечетные удары, а в зарубежносм ситуация как раз наоборот - на четные. Бывают конечно исключения, но в целом можно смело заявить что первый только что скачанный нами файл это заготовка для русского рока, а второй - для зарубежного :) .

Естественно, в своей композиции мы можем не придерживаться этих стандартов, комбинировать акценты на чентые и нечетные удары, вставлять дополнительные акцентированные удары между например третьим и четвертым, по другому говоря - все в наших руках и делаем как нам хочется. Например так. Впрочем, тут вариантов масса.

Важность этого момента заключается в том, что именно расстановка акцентов является самым основным фактором, влияющим на драйв песни.

Допустим, мы выделили определенные удары, уже под них мы потом подбираем бой, под это уже пишутся мелодии басиста и вокалиста. И общая энергетика и кач песни зависят в первую очередь от того, смогли мы удачно выделить акценты на первом этапе или не смогли.


2.Бой.

Разумеется, подбор боя тоже является важной частью работы, но пока что мы об этом не сказали почти ни слова. Потому что бой мы подбираем уже под расставленные нами акценты.

То есть, когда мы играем боем, рука у нас может ходить хоть вверх, хоть вниз, хоть быстро, хоть медленно, но она должна не забывать и постоянно, в каждом такте выделять определенные удары(акценты), которые мы перед этим для себя выбрали.

Итак, у нас есть акценты и бой, и уже это позволяет нам сыграть по разному на одних и тех же аккордах. Но можно и еще разноообразить наши варианты исполнения, использовав прием, который называется

3.Глушение.

Если мы зажмем аккорд, а потом приотпустим пальцы левой руки так, чтобы они еще касались струн на аккорде, но касались едва-едва и при этом не прижимали струны к грифу - возникает глушение. И применяя глушение в тот или иной момент времени, мы тоже получаем разные варианты звучания все тех же первоначальных аккордов. Вот один из возможных вариантов развития событий. Обращаем внимание на то, что отличия от первого файла уже слышны "невооруженным ухом", хотя на бумаге оба они записываются одинаково - Em* G A .

А что у нас тем временем со второй частью нашего музыкального фрагмента? Оказывается, его тоже можно разнообразить и придумать с ним массу вариантов.

4.Чёс, дополнительные удары, смена боя, сбивки.

Ну собственно, чёс это то что мы делали в предыдущем пункте во время того, как выполняли глушение струн. Левая рука приглушала струны, а правая в это время быстро водила по ним вверх вниз, при этом получались быстрые звуки.

Дополнительные удары это в принципе то же самое что и чёс, но без явного глушения. послушаем это на очередном примере. В этом же примере, кстати есть и смена боя - в самом конце, "тыгыдым тыгыдым". Смена боя, как правило применяется в переходах с куплета на припев и наоборот, но иногда для разнообразия может применяться и в течение например самого куплета. Но это редко. :)

Сбивки - это когда мы умышленно начинаем играть аккорд или ноту чуть раньше или наоборот, чуть позже, чем "по идее" она должна звучать. Опять же, лучше один раз послушать, чем 10 раз прочитать. Тут тоже вариантов может быть великое множество, но злоупотреблять конечно не стоит.

5. Дополнительные ноты.

Бывает, когда слушаешь мелодию и в каком нибудь моменте ловишь себя на мысли : "А вот здесь бы неплохо прозвучало вот так вот!" и прокручиваешь в голове мелодию уже со своими, придуманными нотами.И если нота хорошо "ложится" под мелодию, почему бы не играть с ней? И вот что у нас получилось.

Ну что ж , а теперь сыграем наш фрагмент от начала до конца, уже с учетом рассмотренных нами особенностей. Результат.

Самое главное, сравнивая самый первый наш файл и самый последний, ощутимую разницу не услышит разве что глухой. Хотя на бумаге, оба эти файла будут выглядеть одинаково..те же аккорды и цифры в табулатуре. И можно придумать еще хоть 10 разных способов исполнения тех же аккордов, и все это будет звучать абсолютно по разному.

Ну а профессиональный ритм-гитарист отличается от нас с вами тем, что он не использует много различных приемов в каждой конкретно взятой композиции. Он имеет в запасе целый арсенал различных "фишек", но способен добиваться максимальной эффективности, не делая при этом нагромождение этих приемов, а используя их рационально и в наиболее нужных местах.


Подводя итог, скажу, что целью моей статьи не было сказать вам "ритм гитара это круто а остальное ерунда!" или "все на ритм гитару!даешь ритм!".... Нет, я говорю абсолютно не об этом. Многие группы успешно обходятся и без ритм-гитары. Просто я рассмотрел музыку и ее особенности с позиции ритм-гитары и на ее примере. Но главной идеей является даже не это, а следующее:

Любите музыку и наслаждайтесь ей! Ведь как ее прослушивание, так и исполнение, является процессом не только приятным, но еще и очень интересным и захватывающим. И детали, которые нам даже и не видны сразу, могут оказаться наиболее важными и оказывать огромное влияние на восприятие музыки в целом! И если понять хотя бы это, то можно осознать, какое же величие и великолепие имеет музыка во всем своем многообразии.